Село – это государство в миниатюре. Тут те же самые проблемы, и те же самые задачи, и те же самые условия для деградации или экономического процветания. Почему так интересно тестировать реформы в селе – потому что в случае провала оно не приведет к огромным убыткам в государственных масштабах. А в случае успеха – может быть применено в масштабах государства.

Так вот, что будет с землей, если начать ее бесконтрольно продавать (или как говорят либералы – “дать свободно распоряжаться своей собственностью”, потому что частная собственность – это “священная корова”).

Это село Песчанка, Новомосковского района, Днепропетровской области, где я живу.

И красное, и зеленое – это ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Красное – это земельні ділянки для будівництва, пик выделения (и цен) которых пришелся на 2008-2010 года. Цена достигала $5000-7000 за сотку. Где-то и выше. В первую очередь, землю оформляли, конечно-же местные жители. Ну а потом уже депутаты, прокуроры и прочие приближенные к власти люди.

Стоимость всех этих земель, ну сейчас уже сложно посчитать, но, наверное, это не сотни тысяч, а сотни миллионов долларов в эквиваленте. Для примера, рядом со мной участки были проданы местными жителями в то время от $40k до $70k за 15-20 соток.

Прошло 10 лет. И что мы видим? Село Песчанка застроено элитными бутиками, выросли новые предприятия и фирмы, в каждом районе вертолетная площадка, на трассе и в центре – разнообразные кафе и рестораны, централизованное водоснабжение, светодиодное освещение и дороги везде гладкие, как кожа младенца?

Нет – в элитном районе Днепропетровской области разрушенные фермы, страшные гендели и “наливайки”, убитые дороги, недострои и свалки мусора. И очереди сельских жителей к председателю села ЗА МАТЕРИАЛЬНОЙ ДОПОМОГОЙ! Куда же делись все эти миллионы?

Земля продана, миллионы проедены и пропиты. Кто-то сделал пристройку к дому. Кто-то купил новую иномарку, которая за 10 лет пришла в негодность. Как говориться – “Только начали хорошо жить, как деньги закончились”…

Сельский житель “законно распорядился” своей частной собственностью, оставшись по итогу без денег, без работы, в том же самом говне, как и был.

Но у него еще осталась частная собственность, которую, волей судьбы, продать пока не удавалось – обозначенное ЗЕЛЕНЫМ. Это земли “сільськогосподарського призначення” на продажу которых, под давлением общественности, из года в год накладывается мораторий. Но уже звучат настойчивые голоса, которые призывают немедленно прекратить это безобразие и дать, наконец, “нищему селянину” СНОВА “законно распорядиться” своей частной собственностью и наконец-то “по-людські пожити”.

Интересно, что 5 Га ОСГ в долларах сейчас будет стоить дешевле, чем 10 соток “під будівництво” 10 лет назад, когда доллар был “по 5”. Даже иномарку новую на них не купишь.

Что будет, когда нищий селянин потратит эти деньги уже даже не на иномарку, а на оплату долгов, лечение и оплату счетов за газ? А я скажу что – вся Украина превратится вот в такую же руину с населением, обреченным на вымирание. Село – это государство в миниатюре, помните?

Почему владение этой собственностью не приносит им деньги СЕЙЧАС? А ее продажа рассматривается как единственная альтернатива?
Может проблема не в земле, не в ущемлении прав на “частную собственность”, а в головах? Может нужно учить людей распоряжаться своей собственностью и ресурсами с умом, кооперироваться, внедрять инновации, а не выкопать, выпилить и распродавать всё, что еще осталось…

Напишіть свій відгук